Рабочая программа курса Разговоры о важном 1 - 4 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного общего
и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
 в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования». 7. Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования».

11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении информации»
(вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и 10‒11
классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных
часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блицопросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной
работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это
не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания
и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много
раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При
реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные,
национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности.
При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы
работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна
Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к
занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к
нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть —
мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия, выдвижение
мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого
является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение
видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей жизни. Влияние
цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека?
Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в
ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современный языковой
ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная, логичная и понятная
речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные
технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное
мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств личности.
Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизникаждого человека,
основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в
семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны.

Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии
малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных
друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных
отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России.
Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое
признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и
трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск
причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных
ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском. Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет
людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших
времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть
российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность.
Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и
обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей,
культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для
семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с
пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как

создают

мультфильмы?

Мультипликация,

анимация.

Отечественная

школа

мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как
появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного
наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их
возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не
только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах
поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера
деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан.
Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой —
реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В
каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что
такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет
закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и

их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти
наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей
России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр — целая семья
разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие
другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах
мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным
событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения
прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и
других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты —
личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться
общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них
отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные
ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность
каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей
Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему
и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты,
устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак
для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного
педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные
связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать
выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному
алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)

правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и
создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту
выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою
часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия
по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование
первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с
информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать,
анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным
традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных представлений о
природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений
природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и
обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и
обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края,
достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного
культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации;

развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание
простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и
культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой,
графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных
ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на
основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в
сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных
финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного
совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений
анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и
условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками
общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры
есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений
объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы,
приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре,
истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные
особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в
жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте,
физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и
навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

№
п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-4 КЛАССЫ
Наименование
Кол
Основное содержание
разделов и тем
.
программы
Час

1

Зачем человеку
учиться?

1

2

ий язык в эпоху
цифровых
технологий

Русс
к1

3

Цифровой
суверенитет
страны

1

4

Мирный атом.
День работника
атомной
промышленнос
ти

1

Приобретение знаний на протяжении всей жизни. Роль
знаний в развитии личности и общества. Влияние
цифровых технологий на приобретение знаний.
Необходимость управления человеком цифровыми
технологиями. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования. Формирующиеся
ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный язык, объединяющий
многонациональную семью народов Российской
Федерации. Современное разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной речи под влиянием
цифровой среды. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации. Грамотная, логичная и
понятная речь — признак образованного человека и залог
успеха в будущем. Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как
создаются новые технологии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы
человека
Мирный атом — это использование атомной энергии в
мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной
школы. Контроль распространения атомной энергии.
Влияние экологически чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества. Формирующиеся
ценности: патриотизм, созидательный труд

Основные виды
деятельности

Цифровые
ресурсы

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

5

О творчестве.
Ко Дню музыки

1

6

Что такое
уважение? Ко
Дню учителя

1

7

Как понять
друг друга
разным
поколениям?

1

8

О городах
России. Ко Дню
народного
единства

1

9

Общество
безграничных
возможностей

1

Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого
потенциала взрослых и детей. Русская культура —
признанное мировое достояние человечества. Музыка как
вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Уважение — признание достоинств личности. Уважение к
окружающим и чужому труду как основа гармоничного
развития общества. Правила общения внутри семьи,
школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
формирование ответственности. О роли педагога в
воспитании личности. Традиции празднования Дня
учителя. Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа
любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен
опытом между поколениями и бережное отношение друг к
другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
Города России: разнообразие культур, языков и вековых
традиций. Единство народов, проживающих на
территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов
— изучение страниц истории Отечества. Роль государства
в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины. Формирующиеся
ценности: единство народов России, гражданственность
Общество — совокупность разных людей, отличных друг
от друга, но имеющих единые потребности в любви,
уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль
цифровых технологий в расширении возможностей
участия в общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого человека — основа
гармоничных отношений в обществе. Формирующиеся

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/

10

Селекция и
генетика. К
170-летию И. В.
Мичурина

1

11

Как решать
конфликты и
справляться с
трудностями.
Ко Дню
психолога

1

12

Профессия —
жизнь спасать

1

13

Домашние
питомцы.
Всемирный
день питомца

1

14

Россия —
страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества

1

ценности: жизнь, взаимоуважение
Состояние науки в современной России. Роль генетики и
селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое признание достижений
отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина
и их влияние на развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира и личном
развитии. Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
Конфликты и трудности — естественный элемент
развития общества и каждого отдельного человека. Поиск
причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций. Формирующиеся ценности:
взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с
повышенным риском. Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности. Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы
о животных. Как соблюдать безопасность при общении с
животными? Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до современности.
Традиции героизма, мужества и решительности —
неотъемлемая часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/

15

Закон и
справедливость
. Ко Дню
Конституции

1

16

Совесть внутри
нас

1

17

Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие

1

18

Как создают
мультфильмы?
Мультипликаци
я, анимация

1

19

Музейное дело.
170 лет
Третьяковской
галерее

1

Конституция Российской Федерации — основной закон
страны. Конституция закрепляет права и свободы
человека как высшую ценность. Справедливость — одна
из важнейших духовно-нравственных ценностей
российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и
обязанности есть у детей? Формирующиеся ценности:
справедливость, жизнь, достоинство, права и свободы
человека
Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных ценностей,
культуры и исторического опыта страны на формирование
нравственных ориентиров личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не только для семейного
доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких. Формирующиеся ценности:
крепкая семья, единство народов России, взаимопомощь
Отечественная школа мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это
труд большой команды профессионалов. От идеи — до
экрана: как появляются современные
мультипликационные фильмы? Формирующиеся
ценности: приоритет духовного над материальным,
гуманизм
Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как
направление государственной политики. Изучение,
реставрация и интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/

20

Как создавать
свой бизнес?

1

21

Есть ли у
знания
границы? Ко
Дню науки

1

22

Слушать,
слышать и
договариваться.
Кто такие
дипломаты?

1

23

Герой из
соседнего
двора.
Региональный
урок ко Дню
защитника
Отечества
День
наставника

1

24

1

создавать и развивать школьный музей? Формирующиеся
ценности: приоритет духовного над материальным,
служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека, возможность
реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и улучшении жизни
людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело?
О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей
стране. Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое лидерство государства
и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят
современные открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный
труд
Дипломатия — важная сфера деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической
работы. Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для жизни: как
научиться договариваться с окружающими людьми и
вести конструктивный диалог. Формирующиеся ценности:
историческая память и преемственность поколений,
многонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья
жизнь является примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие
качества отличают героя? Формирующиеся ценности:
патриотизм, единство народов России
День наставника — важный государственный праздник,
который позволяет закрепить статус наставников,
подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/

25

Большой. За
кулисами. 250
лет Большому
театру и 150
лет Союзу
театральных
деятелей
России

1

26

Как
справляться с
волнением?

1

27

65 лет триумфа.
Ко Дню
космонавтики

1

28

Как мусор
получает
«вторую
жизнь»?
Технологии
переработки

1

престиж. Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как найти
наставника? Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд
Российская драматургия, опера и балет — часть мирового
наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения
русской театральной школы широко используются во
многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Волнение как естественное состояние человека перед
важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом
здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их
сформировать и придерживаться? Формирующиеся
ценности: жизнь
Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие
космической отрасли — приоритетное направление
национальных проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как
устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает
для страны и всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
историческая память
Состояние планеты — личная ответственность каждого
человека. Почему об экологии должен заботиться каждый
человек Неосознанное потребление как причина роста
количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе.
Какие полезные привычки необходимо сформировать у

выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/

29

Что значит
работать в
команде? Сила
команды. Ко
Дню труда

1

30

Песни о войне.
Ко Дню
Победы

1

31

себя? Формирующиеся ценности: созидательный труд
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый
вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает
добиться успеха. Умение слышать и трудиться сообща,
разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории страны. Формирующиеся
ценности: коллективизм, созидательный труд

Песни были свидетелями многих великих событий. В них
отразилась история нашей великой страны. Влияние
песни на чувство сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов России,
историческая память и преемственность поколений
Ценности,
1
Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности
которые нас
— это ориентир, который помогает нам поступать
объединяют
правильно и ответственно. Традиционные ценности
помогают чувствовать себя частью единого народа,
способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и
достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но только в
сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные российские
духовно-нравственные ценности
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом
Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

Познавательная беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с иллюстративным
материалом

https://разговоры
оважном.рф/

https://разговоры
оважном.рф/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».